Период новорожденности и дошкольный возраст.
Принося ребёнка из роддома, нужно помнить, что его здоровье полностью зависит от вас. Первые месяцы малыш проведёт в своей кроватке. Пока он не ходит, матрац должен быть достаточно жёстким и не прогибаться. Позднее его надо будет заменить на более мягкий.
Следует знать, что поднимать и переносить ребёнка тоже надо правильно. Поддерживать голову и спину малыша нужно, не вызывая лишней нагрузки на позвоночник, которая может в дальнейшем отразиться на его развитии. Кроме того, любая травма головы, даже небольшая, может создать ограничение пассивной подвижности позвоночника. Даже гипсовая повязка при повреждении руки увеличит нагрузку на скелет, а это, в свою очередь, может стать причиной различных болезней, вплоть до образования трещин в дисках, т. к. позвоночник новорожденного очень мягкий и легко деформируется.
Только к трёхмесячному возрасту в нём начнут формироваться физиологические изгибы. Когда ребёнок учится приподнимать и удерживать головку в положении лёжа на спине, развиваются мышцы спины и шеи, в результате этого формируется шейный лордоз (изгиб выпуклостью вперёд). Он и будет первым изгибом абсолютно прямого до этого позвоночника ребёнка. К 6 месяцам формируется грудной кифоз (изгиб выпуклостью назад). Это происходит, когда ребёнок из положения лёжа принимает сидячее положение и сохраняет его на какое-то время. К моменту, когда малыш начинает делать свои первые шаги, наступает очередь поясничного лордоза (выпуклость вперёд). Формируется он под действием мышц, которые обеспечивают вертикальное положение туловища.
К моменту достижения трёхлетнего возраста, позвоночник ребёнка имеет все изгибы, свойственные взрослому человеку с той лишь разницей, что выражены они не так сильно. Эти изгибы обеспечивают позвоночнику возможность за счёт своей формы выдерживать нагрузку в 18 раз больше веса бетонного столба, равного по толщине.
Школьный возраст.
Именно в это время детский позвоночник начинает обретать изгибы, которые, к сожалению, не являются физиологическими. Неподвижное сидение в течение 45 минут за партой оказывает на скелет очень сильную нагрузку, особенно она сказывается на учениках начальных классов. Из-за длительной неподвижности напрягаются мышцы шеи и спины, вызывая различные нарушения в организме ребёнка. На перемене, когда детям просто необходимо подвигаться, им запрещают играть в активные игры, предлагая более спокойные занятия, тем самым лишая возможности расслабиться и дать отдых позвоночнику.
Многие дети, конечно, вертятся на уроках, вызывая негодование педагогов и получая замечания, зато их позвоночник получает разрядку и отдых. Известная фраза «Движение - это жизнь, а жизнь - движение» не лишена смысла. Дети должны двигаться, не тогда, когда это можно, а когда им необходимо, именно движение способствует правильному распределению нагрузки на позвоночник и ребёнок, постоянно вертящийся за партой, доводящий учителя до исступления, сам того не зная, обеспечивает себе профилактику многих болезней, хотя и слывёт оболтусом. Если бы урок длился не 45 минут, а 20-30, перемены были почаще и поактивней, дети могли отдохнуть «правильно», многих неприятностей с их здоровьем в будущем можно было бы избежать, ведь от проблем с позвоночником возникают многие внутренние болезни, которые на первый взгляд кажутся с ним никак не связаными.
Именно в этот период и формируются хронические заболевания. Когда ребёнок горбит спину, сидя дома за обедом, он интуитивно ищет удобное положение, пытаясь дать отдых позвонкам, но, получив замечание от родителей, послушно выпрямляется и через некоторое время спина начинает болеть, усталость только усиливается. Всё время находясь в неудобном положении, то и дело напрягая мышцы шеи и спины, принимая «правильную» позу в школе, дома, в гостях и т. д., ребёнок пребывает в напряжении и физически и эмоционально, что ведёт не только к стрессу, но и может привести к началу остеохондроза.